вторник, 4 января 2011 г.

Фотокамеры не для всех

Более двух лет назад Panasonic анонсировал необычную фотокамеру: Lumix LX3. Она обладала довольно продвинутыми (для компакта) возможностями (в т.ч. размером матрицы) и светосильным объективом (1:2.0 на коротком конце). Сейчас уже появился преемник этой камеры - LX5 и конкурент от Samsung - EX-1 (да, я в курсе, что решения в этом же сегменте есть и у Canon, но про них я ничего сказать не могу - в руках не держал, примеры фотографий не видел, даже обзоры не читал).

На первый взгляд кажется, что такие камеры должны стать мегахитами, ведь они позволяют сделать снимки очень высокого уровня. И это по вполне вменяемой цене (Samsung EX-1 стоит менее $450). На зеркалках с такими же характеристиками, к примеру, можно разориться - посмотрите, сколько, стоят объективы Canon L-серии со светосилой 1:2.0).

Однако ажиотажа вокруг таких камер совсем незаметно. И производители на них обращают заметно меньше внимания, чем, скажем, на беззеркальные камеры. Почему так? Попробуем разобраться.

Сразу хочу оговориться, что все личные впечатления у меня основаны на камере Samsung EX-1, а не на Panasonic Lumix LX3 или LX5. Для начала расскажу, почему я взял именно Samsung. В чем он лучше Panasonic:
  • дешевле (по крайней мере, был дешевле у моего поставщика на момент покупки);
  • оснащен объективом Schneider-Kreuznach светосилой 1:1.8-2.4;
  • имеет AMOLED-экран (не бог весть какое преимущество, но все-таки очень эффектно смотрится, когда фотографируешь не для себя и сразу показываешь снимки кому-нибудь).
Чем Samsung хуже (если верить сравнительным обзорам):
  1. Меньше физический размер матрицы. Ненамного, конечно, но что есть - то есть.
  2. Значительно хуже возможности съемки видео. Это факт. Но на момент покупки фотокамеры у меня уже была видеокамера Panasonic HDC-SD60, которая по качеству съемки оставит любой фотоаппарат далеко в ... позади.
  3. Нет автоматического поворота снимков. С одной стороны это бывает неудобно, но с другой стороны, если уж говорить о массовом пользователе, то автоматический поворот снимков игнорируется проводником Windows и потому здесь у камер наблюдается паритет. Плюс к тому же отсутствие поворота позволяет рассматривать любой снимок во весь экран камеры, не на маленькой его части.
  4. Гораздо беднее набор аксессуаров. Если побродить по форумам dpreview, то можно обнаружить подходящие вспышки, оптический видоискатель и сверхширокоугольный конвертер. Но, например, телеконвертера уже не найти. По сравнению с чемоданом аксессуаров от Panasonic - совсем слабенько.
Но перейдем к нашим баранам тому, почему таким камерам не быть мегахитами. Ответ очень прост: потому что они не дают идеальных снимков в режиме "нажал и снял". Как и более дешевые камеры. "А если не видно разницы - зачем платить больше?" Что же мешает получать высококлассные снимки "одним кликом":
  1. Множество режимов. Для съемки одного и того же сюжета часто подходят несколько режимов (автомат, сюжетный, с приоритетом выдержки-диафрагмы или с "ручными" настройками). Но все они дают разный результат. Надо и обладать определенным багажом знаний, и сделать пару тестовых снимков, чтобы понять, какой именно режим съемки лучше применять прямо сейчас.
  2. Ручная активация вспышки. На Samsung EX-1 вспышка включается вручную механически. Соответственно, неподготовленный человек не включит ее и гарантировано запорет снимок при контровом свете (а снимать так, чтобы освещение было более благоприятным, он просто не догадается).
  3. Широкий угол (24 мм) на коротком конце. Типичный сюжет массовой фотографии - портрет. А портрет на 24 мм - это тихий ужас. По сравнению с ним портрет на 38 мм (коротком конце обычной простенькой камеры) выглядит на порядок лучше. Заставить рядового лемминга заучить мантру "отойди подальше и включи зум" - совершенно нереально.
Вот и получается, что такие камеры остаются уделом:
  • энтузиастов, сознательно (или из экономии) купивших ее вместо зеркальной или беззеркальной камеры;
  • профессионалов - в качестве камеры на каждый день - можно сегодня нащелкать тестовых снимков, а завтра прийти с нормальной среднеформатной камерой, точно зная, что тебя ждет и как надо камеру настроить.

Комментариев нет: